Делегирования и полномочия

Эффективное претворение в жизнь всех функций управления редко реализуется без успешного делегирования.

Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирования – это средство обеспечения внутренних взаимоотношений в процессе управления. Понять суть организационного процесса, не разобравшись в концепции делегирования и связанных с ним концепций полномочий и ответственности, невозможно.

Оно позволяет менеджменту распределять между работниками бесчисленные задачи, выполнить которые необходимо для достижения целей организации. Если какая- либо важная задача не поручена кому-то другому, менеджер обязан выполнить ее сам.

Интересно
Важно понять, что делегирование полностью зависит от согласия человека взять на себя полномочия, что саму ответственность делегировать невозможно. Менеджер не может терять ответственность, передавая ее подчиненному.

В крупных организациях менеджеры высшего звена редко общаются с работниками низовых уровней, фактически выполняющими большинство конкретных задач, но ответственность за их выполнение несут именно они. При этом работник, несущий ответственность за выполнение задания, не обязан выполнять его лично, он остается ответственным за его удовлетворительное выполнение.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Высокая степень ответственности – одна из причин высоких зарплат менеджеров, особенно руководителей крупных корпораций. Но сомнительно, что даже огромная зарплата заставит умного человека занять должность, если он будет знать, что сможет влиять на эффективность людей, от которой будет зависеть его успех.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия передаются должности, а не индивидууму, занимающему ее на данный момент.

Существует два противоположных взгляда на процесс получения полномочий. Согласно классическому подходу полномочия передаются с высших уровней организации на низшие. Но, как заметил Ч. Барнард,
теоретик школы административного управления, подчиненный может отклонить требования начальника.

Основываясь на этом, Ч. Барнард сформулировал то, что известно как принятие полномочий. Он определил полномочия как «характер коммуникаций (приказа) в формальной организации, на основании которых работник организации направляет свои действия на то, чтобы сделать свой вклад в организацию; т. е. определяет, что он должен или чего не должен делать в рамках задач своей организации».

Таким образом, по мнению Ч. Барнарда, если подчиненный не признает власти менеджера, то передачи полномочий не происходит.

По определению полномочия – это лимитное право использовать ресурсы и руководить персоналом. В организации эти лимиты обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, либо доносятся до подчиненного устно. Лицо, выходящее за эти пределы, превышает свои полномочия, даже если это ему абсолютно необходимо для выполнения порученных ему задач. В общем и целом, лимиты полномочий по мере повышения по иерархической лестнице организации расширяются, но даже высшее руководство имеет ограниченные полномочия.

Также существует и множество внешних ограничений. Например, законы запрещают менеджерам сознательно делегировать обязанности, исполнение которых может привести к серьезным травмам подчиненных, нарушению законов и т.п.

Полномочия менеджера также в значительной мере определяются традициями, нравами, культурными шаблонами и обычаями общества, в котором функционирует его организация. Люди подчиняются приказаниям начальника частично потому, что это считается социально приемлемым поведением, но до предела, определенного законами и/или культурными ценностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)