Этапы эволюции понятия “постоянное представительство” и его развитие на современном этапе: международный опыт
Понятие “постоянное представительство” не является догматизированным и окостенелым, оно
находится в процессе постоянной эволюции и адаптируется к меняющимся политическим,
социально-экономическим, технологическим и иным условиям. Несмотря на терминологическую
преемственность, содержание данного понятия за многие годы претерпело существенные изменения.
Зарубежные исследователи выделяют три этапа в развитии понятия “постоянное
представительство”: с середины XIX в. по 1918 г.; с 1919 по 1945 гг.; с 1946 г. по настоящее время. Институт постоянного представительства имеет гражданско-правовые корни и впервые появился в национальном законодательстве Германии.
Примерно с середины XIX в. это понятие использовалось в гражданском законодательстве Пруссии, в том числе в Промышленном кодексе, для обозначения места ведения предпринимательской деятельности. С 1869 г. этот термин использовался в целях налогообложения, а в 1891 г. в национальном налоговом законодательстве Пруссии впервые было приведено его официальное определение.
В соответствии с этой Конвенцией под постоянным представительством понимались: “образования филиалов, заводы, порты, места, в которых осуществлялись закупки или продажи, а также другие места деятельности, через которые собственник, партнер, управленец или иной постоянный представитель осуществляет свою обычную предпринимательскую деятельность”.
Указанное определение было положено в основу ряда договоров по вопросам двойного
налогообложения, заключенных в 1901 – 1905 гг. государствами Центральной Европы, включая
Австро-Венгрию, Баварию, Саксонию, Швейцарские кантоны. Таким образом, в начале XX в. понятие “постоянное представительство” вышло за рамки одного государства.
После окончания Первой мировой войны толчком к развитию института постоянного представительства послужили заседание в 1920 г. Международной торговой палаты и Брюссельская финансовая конференция 1920 г., предложившие Лиге Наций разработать меры, направленные на избежание двойного налогообложения.
Первый проект модели международного соглашения, разработанный налоговым комитетом Лиги
Наций в 1927 г., содержал следующее определение постоянного представительства (ст. 5): “Под
постоянным представительством понимаются фактические центры управления, аффилированные компании, филиалы, фабрики, агентства, склады, конторы, порты.
Ведение предпринимательской деятельности через добросовестного агента с независимым статусом (брокера, комиссионного агента и т.д.) не создает в стране постоянного представительства”. Это определение содержало несколько существенных отличий от определения, приведенного в Конвенции 1899 г.
Так, термины “партнер” и “управленец” были исключены и заменены синонимичным
понятием “агент”. Кроме того, было определено, что не все агенты создают постоянное
представительство. Исключение было сделано для добросовестных агентов с независимым статусом.
При этом в комментарии к проекту Конвенции 1927 г. указывалось, что под добросовестным агентом с независимым статусом следует понимать “абсолютно независимого агента как с юридической, так и экономической точки зрения.
Вознаграждение такого агента не может быть ниже обычного”. В основе такого определения постоянного представительства лежит полагание того, что ведение существенной предпринимательской деятельности невозможно без размещения на местности, поскольку передвижение средств производства, трудовых ресурсов и капитала может быть практически
не ограничено в рамках одного государства, однако весьма затруднено на международном уровне.
Данная позиция базировалась на распространенных в 1920-х гг. экономических взглядах, согласно которым по признаку мобильности предприятия делились на три группы. В первую группу входили предприятия добывающих отраслей, деятельность которых была неразрывно связана с земельными ресурсами и определенной территорией.
Во вторую группу входили прочие промышленные предприятия (заводы, фабрики и т.д.), которые также отвечали признаку территориальной обособленности. К третьей группе были отнесены предприятия, применявшие оборудование, использование которого возможно при
его размещении на конкретной территории в течение определенного времени.
Деятельность предприятий, использовавших переносное оборудование, в те годы не
квалифицировалась, поскольку ей не придавалось большого значения. Таким образом, как справедливо указывает О. Коннов, на данном этапе преобладал формальный подход к понятию “постоянное представительство”.
Некоторые изменения в определение постоянного представительства были внесены в 1928 г. по
итогам рассмотрения проекта Конвенции 1927 г. на Генеральной ассамблее правительственных
экспертов по вопросам двойного налогообложения и уклонения от налогообложения в Женеве. В
частности, был изъят термин “аффилированные компании”.
Это подтверждает вывод о том, что аффилированные лица не обязательно образуют постоянное представительство. К постоянному
представительству были отнесены нефтяные месторождения и рудники
- Льготы по уплате таможенных платежей
- Объект обложения таможенными платежами
- Плательщики таможенных платежей
- Положения международных соглашений в нормативном правовом регулировании
- Особенности нормативного правового регулирования, связанные с созданием Таможенного союза
- Разграничение налогового и таможенного законодательства по вопросам таможенного обложения
- Нормативное правовое регулирование в сфере таможенного обложения
- Развитие механизма устранения двойного налогообложения российских организаций
- Расширение использования международных принципов в области налогообложения иностранных организаций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу