Этапы разработки сводного бюджета

Укрупненные этапы составления сводного бюджета предприятия состоят из ряда шагов (см. рисунок). Как отмечалось ранее, цель сводного бюджета – объединить и суммировать частные бюджеты различных подразделений (центров финансовой ответственности) предприятия во взаимосвязи основных показателей.

Работа по составлению сводного бюджета предприятия предполагает несколько этапов:

  • подготовка бюджета продаж;
  • определение ожидаемого объема производства;
  • расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
  • расчет и анализ денежных потоков;
  • составление плановых финансовых отчетов.

Сводный бюджет предприятия рекомендуется составлять в виде совокупности двух агрегированных частей:

  • операционного бюджета, включающего план финансовых результатов, который детализируется через частные бюджеты, отражающие статьи
    доходов и расходов предприятия;
  • финансового бюджета, включающего инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и прогнозируемый баланс.

Отправной точкой при составлении операционного бюджета является формирование бюджета продаж, который определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывается влияние таких факторов, как деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные и другие колебания спроса, политика ценообразования.

При планировании объема продаж могут использоваться различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки отдела сбыта и др.м Исходя из бюджета продаж, разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов и бюджет накладных расходов.

Далее на основании данных бюджетов продаж и себестоимости продукции формируют бюджеты затрат по маркетингу и коммерческих расходов. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.

Целью разработки финансового бюджета является составление прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций предприятия. Первоначально для его создания информация из плана финансовых результатов анализируется с позиций возможности финансирования инвестиционных мероприятий, реального выбытия и поступления денежных средств, условий погашения кредиторской и дебиторской задолженностей, установления минимального постоянного остатка свободных денежных средств.

Интересно
Работа над сводным бюджетом заканчивается составлением прогнозируемого баланса, и его предварительный анализ начинается с вопроса о том, как планы руководства предприятия скажутся на финансовом состоянии. После корректировки планов действий предприятия и отдельных центров ответственности в сводный бюджет вносятся изменения, а затем вновь анализируется влияние принятых действий на бюджет.

Таким образом, процессы планирования, анализа и составления бюджетов сливаются в единый оперативный процесс управления, а сводный бюджет предприятия – в оперативную финансовую модель. Разработка проекта сводного бюджета подразумевает.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)