Формирование профессиональной социализации у будущих рабочих кадров
Переход России на инновационный путь развития и связанные с ним социально-экономические преобразования (внедрение новейших технологий, глобальная цифровизация, отмирание старых и появление более сложных профессий и др.) обуславливает рост требований к выпускникам колледжей и техникумов со стороны бизнес сообществ.
Новые требования к выпускникам колледжей и техникумов побуждают учреждения среднего профессионального образования к выходу за рамки традиционных академических подходов и построению образовательного процесса на основе создания системы профессиональной социализации молодых граждан.
Формирование профессиональной социализации будущих рабочих – это целостный и непрерывный педагогический процесс, построенный на пересечении определяющих тенденций, таких как непрерывность образования, профессиональное самоопределение, возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих гармонизацию процесса образования и деятельности обучающихся, способствующих раскрытию его индивидуальности и профессиональному становлению.
Основой успешного формирования профессиональной социализации у выпускников колледжа – будущих рабочих кадров становится образовательное пространство «школа – колледж – предприятие». Центральное место в данном пространстве занимает профессиональная образовательная организация (колледж), поскольку в ней происходит пересечение всех векторов непрерывности образования: школы, образовательных организаций высшего и дополнительного образования, предприятий.
Образовательными эффектами создания образовательного пространства как основы профессиональной социализации будущих рабочих являются:
- консолидация материально-технических и кадровых ресурсов на базе ведущей профессиональной образовательной организации с возможностью их использования другими организациями в рамках сетевого взаимодействия. Созданные лаборатории и мастерские, оснащенные новым оборудованием и инструментом, максимально приближенные к условиям реального производства, позволяют, с одной стороны, снизить расходы на финансирование каждой организации участницы сети в отдельности, с другой стороны, не требуют от работодателей привлечения дополни- тельных ресурсов по переучиванию молодых кадров;
- создание единой информационной образовательной площадки, позволяющей осуществлять трансляцию лучших практик между участниками сети, формировать банк электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента;
- выработка практического механизма независимой оценки квалификаций обучающихся. Формирование единого образовательного пространства, связанного с реальным сектором экономики, обеспечивает: возможность подготовки рабочих кадров под конкретные технологические процессы предприятия, тем самым уменьшается период адаптации молодого рабочего, снижаются затраты на дополнительное обучение и повышается его производительность труда;
- повышение качества предоставления образовательных услуг за счет модернизации материально-технической базы, привлечения к учебно- производственному процессу высококвалифицированных специалистов работников предприятия;
- повышение престижа рабочих профессий.
Основными этапами профессиональной социализации будущих рабочих являются: профессиональная социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников; профессиональная адаптация студентов к профессиональной деятельности; профессиональная идентификация; формирование у обучающихся профессиональных и ключевых компетенций, необходимых для профессионального становления.
На данном этапе наибольшее распространение получили такие мероприятия, как: создание сети консультационной навигации; профильное обучение школьников; проведение массовых профориентационных мероприятий, специализированных конкурсов, в том числе конкурсов профессионального мастерства; информирование обучающихся и их родителей о состоянии и перспективах рынка труда и о возможностях профессиональных образовательных организаций; тренинговые мероприятия, направленные на оценку эмоциональной включенности обучающегося в процесс профессиональной социализации.
Проведение уроков «Технологии» на площадках профессиональных образовательных организаций позволяет школьникам не только познакомиться с миром профессий, но и получить первичные профессиональные навыки. Такое взаимодействие школы и колледжа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общего образования к профессиональному, и в дальнейшем, к трудовой деятельности, уменьшая адаптационный период.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу