Функции СМИ по отношению к обществу

Функции СМИ по отношению к обществу представляют собой аспект сознательной, целесообразной журналистской деятельности. Категория функции выявляет олицетворяемую ими функциональную связь как объективную, закономерную. Эта связь не реализуется сама собой, вне человеческой деятельности.

Эффекты, возникающие через множество опосредований, являются в той или иной степени реализацией объективных и закономерных функций СМИ в зависимости от того, насколько они действительно служат обеспечению системных качеств общества и таким образом являются реализацией социального назначения СМИ.

Очевидно, что функции СМИ как объективные, закономерные связи, осуществляются в форме тенденции, через диалектику сущности и явления, объективного и субъективного, необходимости и случайности и степень их реализации зависит от многих факторов, в том числе от сознательности производства и особенностей потребления информации аудиторией.

Учитывая, что функции СМИ на практике реализуются в их деятельности, следует, видимо, говорить и различать функции как способы для достижения определенных целей, функции-задачи и функции-цели. Вот простой пример: цель функционирования сердца — гнать кровь по организму человека, а способ действия похож на работу механического насоса.

Чтобы объяснить работу сердца, мы должны знать и для чего оно работает, и как работает. Одного только знания «как работает» для научного уяснения функций сердца недостаточно, иначе можно оказаться под ножом хирурга, если мы будем пренебрегать знаниями о том, для чего оно работает.

Так и в журналистике. Однако в теории журналистики (да и на практике тоже) чаще всего идет разговор о том, «как работают СМИ», а уже затем идет объяснение «во имя чего и для чего они работают».

Анализ СМИ как социального явления дает возможность выделить ряд функций, которые реализуются в процессе их деятельности. При этом следует заметить, что к вопросу о многогранности функций СМИ исследователи подходят неоднозначно: существуют различные теоретические подходы к анализу функций СМИ и их классификации.

Ряд ученых называют информационную, политико-воспитательную, просветительскую, социологическую, гедонистическую, регулятивную, организаторскую, управленческую, контрольную и другие типы и разновидности функций.

Вот и возникает вопрос: почему попытки дополнить ряд основополагающих функций другими каждый раз оказываются неубедительными? Видимо, потому, что нельзя в одном ряду перечислять формы деятельности СМИ (т. е. «как работать») и цели их деятельности («для чего работать»). Хотя в то же время бесспорно утверждение, что СМИ активно участвуют во всех без исключения сферах и процессах общественной жизни. Поэтому целесообразно говорить не о полифункциональности системы СМИ, а о разнообразии форм и методов их реализации, соотношении функций и целей деятельности СМИ в сфере производства и распространения массовой информации.

Необходимо рассматривать функции СМИ с учетом всего многообразия общественной жизни и возможностей их проявления. СМИ функционируют в обществе как элемент политической системы, а потому ей должны быть присущи идеологические, политические функции. СМИ являются социальным институтом, а потому им должны быть присущи социальные, общественные значимые функции.

И наконец, имеют свои внутренние законы функционирования и развития, обусловленные ее возможностями (о чем говорилось ранее). В первых двух случаях мы имеем дело с функциями-целями, а в третьем — с функциями-способами действия, направленными на достижение этих целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)