Информирование и консультирование налогоплательщика
Значение института информирования и консультирования налогоплательщика для обеспечения защиты его прав и законных интересов объясняется несколькими обстоятельствами:
- особой динамикой налогового права, нормы налогового законодательства часто меняются, и лицам, профессионально не занимающимся налоговым правом, бывает трудно уследить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве о налогах и сборах;
- нормы налогового права сложны для понимания, часто они непосредственно связаны со значительным количеством подзаконных актов, а для того, чтобы применить налоговые нормы на практике необходимо хорошо ориентироваться в судебной практике по налоговым спорам;
- в ряде случаев для правильного применения норм законодательства о налогах и сборах недостаточно знать и понимать соответствующие налоговые нормы; в ряде случаев при регулировании налоговых отношений необходимо знать таможенное право (например, в случае с НДС и акцизами, взимаемыми при ввозе товаров на таможенную территорию, или в случае с земельными налогом, налогом на добычу полезных ископаемых необходимо дополнительно знать земельное право и законодательство о недрах соответственно).
Все эти обстоятельства приводят к тому, что лица, участвующие в налоговых правоотношениях, нуждаются в получении необходимой информации о действующих нормах законодательства о налогах и сборах, разъяснений и консультаций по вопросам расчета и уплаты налогов, заполнения налоговых деклараций, использования различных правовых возможностей для снижения налогового бремени, консультаций по вопросам, связанным с привлечением лица к ответственности за налоговые нарушения и т. п.
При этом нуждаются в консультациях и разъяснениях норм налогового законодательства как налогоплательщики — физические лица, так и налогоплательщики-организации.
При этом чем «крупнее» налогоплательщик, чем больше масштабы его предпринимательской деятельности, тем значительнее у него потребности в юридическом консалтинге по налоговым вопросам (в данном случае мы имеем в виду исключительно потребности в юридических консультациях по налоговым вопросам; потребность участников предпринимательской деятельности в экономических консультациях, аудиторских услугах и т.д. остаются за рамками предмета налогового права).
Налоговый кодекс РФ фиксирует внимание на этой проблеме.
В одной из его статей установлено требование, в соответствии с которым информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную налоговую службу, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.
Таким образом, обеспечивается формирование единой базы данных по всем трем уровням законодательства о налогах и сборах, причем единая нормативная правовая база по налоговой проблема-тике формируется как в финансовых, так и в налоговых органах.
Финансовые и налоговые органы становятся сейчас формальными депозитариями актов законодательства о налогах и сборах — федеральных, региональных и муниципальных.
На практике лица, нуждающиеся в информации о налоговом законодательстве, обычно получают необходимые сведения из справочно-правовых систем («КонсультантПлюс» и других), в которых содержится база нормативных правовых актах (законодательных и подзаконных), принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Достоинством таких справочно-правовых систем является постоянная актуализация текстов нормативных правовых актов: все изменения и дополнения, вносимые в источники налогового права, оперативно отражаются в базах данных справочно-правовых систем.
- Мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях
- Обжалование налогоплательщиком актов налоговых органов действий и бездействия их должностных лиц
- Налоговая тайна
- Защита законных интересов налогоплательщика: презумпция добросовестности налогоплательщика
- Принципы налоговой ответственности
- Налоговая ответственность: понятие и мера ответственности
- Грубое нарушение правил учета
- Длящиеся правонарушения
- Формальные составы налоговых правонарушений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу