Лаборатория как форма организации обучения
Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Дальтон-час может проводиться один раз в неделю.
Другой формой проведения занятий является Дальтон-день. В этот день проводятся учебные занятия по предметам. Содержательной основой их проведения являются задания, которые заранее даются обучающимся. Непосредственно в Дальтон-день обучающиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед преподавателем.
По такому же сценарию проводится Дальтон-неделя. Задания обучающимся даются с учетом количества недельных часов на изучение учебного предмета, четко определяются цели, которые они должны достичь в течение
отведенного времени.
Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и обучающимся, и преподавателем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Преподаватель имеет специальный журнал по классу, где записывается все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В классный журнал выставляются итоговые отметки.
Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности обучающегося, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того, снижается перегрузка обучающихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других обучающихся и взрослых.
Существуют ограничения в использовании Дальтон-технологии:
- материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя — стулья для обучающихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями;
- организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждому обучающемуся; регламентация входа и выхода из класса и т. п.;
- готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы: создать условия и «охранять» процесс самостоятельности обучающихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как в гомогенных, так и в гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим обучающимся, а главное — часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого обучающегося;
- недостаточная мотивация учителей, обучающихся и их родителей на принятие Дальтон-технологии;
- большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие:
- познавательная самостоятельность обучающегося;
- стратегия поведения обучающегося в процессе взаимодействия с другими;
- уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Поскольку в Дальтон-технологии обучающимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности.
Для Х. Паркхерст не было никакого разделения между обучением и воспитанием ребенка, у нее была вера в разумную школу, где дети учатся, а им предоставляется возможность проявлять ответственность за процесс собственного обучения. Она подгоняла программу каждого обучающегося к его или ее потребностям, интересам и способностям. Она хотела поощрять каждого ребенка, делая его независимым и одновременно надежным.
Эта методика основана на твердой убежденности в том, что всякий раз, когда дети получают ответственность за свое обучение, они инстинктивно ищут лучший способ добиться своей цели, и выполняют задания с особым вниманием и строгостью, что приводит их к успеху.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу