Общее понятие о семиотике

Семиотика — наука, изучающая законы построения и функционирования знаковых систем. Семиотика естественным образом является одним из оснований методологии, поскольку человеческая деятельность, человеческое общение делает необходимым выработку многочисленных  систем знаков, с помощью которых люди могли бы передавать друг другу разнообразную информацию и тем самым организовывать свою деятельность.

Для того чтобы содержание того или иного сообщения, которое один человек может передать другому, передавая добытое им знание о предмете или выработанное им отношение к предмету, было понято получателем, необходим такой способ трансляции, который позволил бы получателю раскрыть смысл данного сообщения.

А это возможно в том случае, если сообщение выражается в знаках, несущих доверенное им значение, и если передающий информацию и получающий ее одинаково понимают связь между значением и знаком.

Поскольку общение между людьми необыкновенно богато и разносторонне, человечеству необходимо множество знаковых систем, что объясняется:

— особенностями передаваемой информации, которые заставляют предпочитать то один язык, то другой. Например, отличие научного языка от естественного, отличия языков искусства от научных языков и т.д.;

— особенностями коммуникативной ситуации, которые делают более удобными использование того или иного языка.

Например, использование естественного языка и языка   жестов в частной беседе; естественного и математического — на лекции, к примеру, по физике; языка графических символов и световых сигналов — при регулировании уличного движения и т.д.;

— историческим развитием культуры, которое характеризуется последовательным расширением возможностей связи между людьми.

Вплоть до сегодняшних гигантских     возможностей систем массовой коммуникации, основанных на полиграфии, радио и телевидении, компьютерах, телекоммуникационных сетях и т.п.

Вопросы применения семиотики в методологии образования, так же как и в самой педагогике и практике образования, прямо скажем, изучены недостаточно. А проблем здесь возникает множество.

Например, подавляющее большинство педагогов-исследователей не применяют методов математического моделирования, даже тогда, когда это возможно и целесообразно, просто потому, что они не владеют языком математики на уровне его профессионального использования. Или другой пример — сегодня многие исследования проводятся «на стыке» наук.

Допустим, педагогики и техники. И здесь часто возникает путаница из-за того, что исследователь использует оба профессиональных языка «вперемешку».

Но предмет любого научного исследования, допустим, диссертационного, может лежать только в одной предметной области, одной науки. И, соответственно, один язык должен быть основным, сквозным, а другой — только вспомогательным.

Для эффективного решения многих современных задач практики управления образованием необходимо использование информационных технологий.

Но зачастую они не используются из-за того, что работники органов управления образованием не могут сформулировать эти задачи на языке, понятном программистам — они друг друга не понимают, поскольку «говорят на разных языках».

Как видим из приведенных выше примеров, семиотических проблем в методологии образования возникает множество. И они требуют своего решения.

В дальнейшем изложении материала мы будем неоднократно возвращаться к вопросам использования различных языков и их сочетаний.

Таким образом, в данной главе мы изложили основания методологии образования. Теперь мы перейдем к изложению самой методологии: методологии педагогики (вторая глава), методологии практической педагогической (образовательной) деятельности (третья глава), методологии учебной деятельности (четвертая глава), методологии игровой деятельности (пятая глава) и их сравнительному анализу (шестая глава).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)