Общественная активность подростков как условие их социального воспитания

Главное педагогическое значение участия подростков в общественно­-трудовых и общественно-­политических делах, заключалось в том, что они оказывались в активной позиции, нередко в позиции пропагандистов, аги­таторов во взрослой среде, что давало им, не смотря на возраст, определен­ный социальный статус.

Члены политкружков часто выступали с беседами и докладами не только среди ребят, но и в рабочих аудиториях, потому что считались наи­более развитыми политически. По этой же причине работа подростков в сельских избах­читальнях, в рабочих клубах не ограничивалась просто вы­дачей книг или газет. В их обязанности входило рассказывать крестьянам, рабочим о происходящих событиях, читать вслух газеты и журналы, книги.

Более того, они являлись пропагандистами новой советской книги среди населения. Так умение работать с газетой и книгой, полученное в полити­ческом кружке, реализовывалось в практической работе, становилось прак­тическим общественно­политическим навыком. Происходило углубление и упрочение их собственных политических знаний. Они приобретали боль­шую осознанность, направляли поведение подростков, превращаясь в убе­ждения. Одновременно у подростков формировались навыки политической деятельности.

Участвуя в кампаниях по перевыборам Советов, ребята организовы­вали подвижные агитуголки (агитационные уголки), распространяли пове­стки на предвыборные собрания, ставили спектакли в день выборов. При этом им не раз приходилось отвечать на различные вопросы взрослых, час­то малограмотных людей, разъяснять им значение Советов рабочих и кре­стьянских депутатов, их задачи и т.п.

Организаторами, по сути, иницииро­валась активность ребят в сборе и составлении наказов в адрес сельских, районных и городских советов. Так, 13­-й отряд г. Свердловска в перевы­борной кампании Горсовета разработал свой наказ, в котором говорилось о необходимости организации в Свердловске театра для детей, о введении детских киноутренников во всех кинотеатрах. Предлагалось построить дом коммуны для беспризорников. Высказывалась также просьба ввести в ав­тобусах льготные билеты для проезда школьников.

Советы нередко шли навстречу инициативе ребят и их активности, поддерживая в них сознание государственной важности их дел и интересов.

В г. Хабаровске 14 октября 1928 г. был организован пионерский слет, на ко­тором заслушали отчет Горсовета. Слет вынес наказ улучшить работу по об­служиванию детворы: открыть до конца 1928 г. детскую библиотеку, до­биться введения во всех школах горячих завтраков, зимой на катках устано­вить специальный детский день с пониженной платой за вход, устраивать в клубах и театрах регулярные детские утренники, на зимних каникулах про­вести мероприятия по организации досуга школьников, создать в Хабаров­ске центральный детский клуб.

Среди наказов были и такие: изжить двух­сменные занятия в школах, так как они отражаются на здоровье детей, рабо­тающих в мастерских, и улучшить их положение; запретить продавать спиртные напитки детям младше 16 лет.

Интересно
Процесс составления наказов имел целью побудить подростков при­стальнее всмотреться в окружающую действительность, увидеть в ней дос­тижения и недостатки, требующие устранения, а также согласовать свои по­требности с реальными возможностями страны на данном отрезке времени.

Сегодня нам стало известно, что распространение Государственных займов не всегда было добровольным. Эти кампании нередко имели прину­дительный, подчас трагический, характер. Однако в тот момент истории ак­тивность, выдумка, юношеский задор пионеров и комсомольцев широко ис­пользовались и в таком сложном государственном деле.

Политическое и экономическое значение займов разъяснялось им в системе политического просвещения. Пионерка конца 20­-х гг. В.Е. Коковкина вспоминала, как ребята поселка Завитая, Амурского уезда, собирались у здания РК ВЛКСМ и строем, с красными знаменами, лозунгами шли по поселку, хором скандируя призывы подписываться на Государственный заем. При этом над домами, чьи хозяева проявили высокую сознательность в этом государственном деле, поднимали красный флаг. Тем же, кто отказывался, вручали «рогожное зна­мя» как символ позора. Пионеры и комсомольцы подписывались на облига­ции займов коллективами отрядов и ячеек.

Одной из сфер идеологической борьбы была религия

Во многих отче­тах школ указывалось, что церковь активизировала свою деятельность, направив ее на подрастающее поколение. Факты, свидетельствующие об этом, отмечаются в печати, во многих отчетах школ, в других архивных докумен­тах.

Можно сказать, что усиление деятельности церкви в какой-­то мере было естественной реакцией на отделение ее от школы, на изъятие из школьных программ религиозного содержания. Школа начинала осуществлять безре­лигиозное воспитание. Но, как оказалось, этого было недостаточно для ре­шения поставленной перед школой цели ­ воспитания воинствующих атеи­стов.

Поэтому очень большое значение в эти годы имело вовлечение ребят в антирелигиозную пропаганду. Комсомольские ячейки создавали кружки без­божников, проводили антирелигиозные вечера и демонстрации, разоблачаю­щие церковные «чудеса».

Так, например, в годовом отчете Дальневосточного краевого отдела народного образования за 1927/28 учебный год указывалось, что наблюдались срывы занятий перед религиозными праздниками, когда ре­лигиозные родители не пускали детей в школу; оговаривалось также, что пионерские и комсомольские организации не уделяли этому достаточного внимания. В следующем, 1927­1929 году, отмечалось повышение внимания школы к антирелигиозной работе.

Интересно
Интересен, например, такой факт: родители учащихся Екатерино ­Никольской семилетки (Дальневосточный край) не пус­тили ребят в школу, посылая их в церковь говеть и причащаться. В ответ пио­нерская и комсомольская организации решили организовать дома красные уголки и вовлечь ребят в общество «Безбожник». Под влиянием такой работы менялось мировоззрение ребят, у них действительно появлялось стремление внушить атеизм младшим братишкам и сестренкам, родителям.

Это стремление было связано и с возрастными особенностями подростков, которых привлекало все нетрадиционное, новое, в том числе и возможность проявить самостоятельность, независимость от взрослых и, в первую очередь, от родите­лей, воплощающих в их глазах все отжившее.

Пионерская корреспондентка Н. Хмаруч написала в газету «Знамя пионера», как ребята их отряда решили старые «поповские» имена заменить новыми, именами тех людей, которые «стойко боролись за дело рабочего класса». В пятую годовщину КИМа (Ком­мунистический Интернационал Молодежи) стали «октябриться» («Октябри­ны» ­ так в рассматриваемый период назывался советский обряд регистрации новорожденных, противопоставляемый церковным «крестинам»).

Знание возрастных особенностей, потребностей, интересов, уровня об­разованности детей, сегодня, безусловно, вызывают серьезные сомнения в самостоятельности и осознанности действий подростков.

Материалы, даже приведенные выше, говорят о значительной роли, прежде всего, политическо­го руководства со стороны организаторов детского движения и партийных органов. Но совершенно очевидна воспитательная эффективность влияния коллективных эмоциональных переживаний, коллективной оценки каждого ребенка по степени участия в тех или иных делах, тем более, что всем им придавалось ярко выраженное политическое звучание.

Огромное значение для воспитания классового самосознания, умения видеть перспективы социалистического строительства имело, с точки зрения советских педагогов, участие молодежи в общественно­трудовой деятельно­сти.

Интересно
Чрезвычайно важным являлось то, что сам этот труд и участие в нем ар­гументировались насущными потребностями молодой советской республики, необходимостью решать те хозяйственные и политические задачи, которые стояли перед советским государством на различных этапах его развития, благодаря чему реализовывалось требование общественной значимости выпол­няемой детьми работы.

В период, когда наряду с задачами развития промышленности реша­лась и задача развития и укрепления обороноспособности страны, наиболее романтическая окраска была дана техническим войскам и особенно авиации, что не могло не сказаться на реакции молодежи. Она активно включилась в работу по созданию воздушного флота. Пионеры и комсомольцы выступали с инициативами о строительстве пионерских и комсомольских воздушных эскадрилий.

В июле 1927 г. Ленинградские пионеры обратились ко всем пионерам СССР с призывом начать сбор средств на постройку самолета «Пионерская правда». На этот призыв откликнулись и пионеры Дальнево­сточного края. В октябре 1929 г. самолет­авиетка «Пионерская правда» со­вершил перелет Коктебель ­ Севастополь ­-Москва.

Пионеры Хабаровского завода «Арсенал», ныне «Дальдизель», в 1928 году, сделали летающую модель аэроплана и предали ее в качестве подарка 4-­й Дальневосточной краевой комсомольской конференции с лозунгами: «Пионер, крепи ряды ОСОАВИАХИМА!», «Давай пример и помогай стро­ить советский воздушный флот, чтобы в любую минуту дать отпор врагу!».

В 1929 г. общее собрание комсомольцев приняло решение о сборе средств на постройку самолета «Дальневосточный комсомолец­». В этой акции приняли активное участие и пионеры.

Подростки вели действительно большую работу в подшефных селах и деревнях, осуществляя выдвинутые партией и комсомолом задачи культур­ной революции. Стали традиционными поездки городских школьников в ближайшие села.

Бывший пионервожатый отряда № 3 при комсомольской ячейке управления Уссурийской железной дороги И.Х. Лихварь вспоминал, что в летний период почти каждую неделю бывали в подшефном селе. За­нимались с деревенской детворой, обучали их грамоте, разучивали песни у пионерского костра, показывали им физкультурные упражнения, ставили в школах спектакли.

Особенно широкий размах приобрело шефство с выездами отрядов в летние пионерские лагеря. Ребята участвовали в сельскохозяйственных ра­ботах, оборудовали красные уголки и избы­читальни, организовывали дет­ские площадки для малолетних ребятишек, освобождая тем самым матерей для работы в поле. Большое влияние оказывали они на создание пионерских отрядов в сельской местности, передавая им свои знания, умения, опыт пио­нерской работы. Все это изменяло отношение крестьян к городским ребятам и пионерам вообще.

Пионеры нередко являлись проводниками нового быта, новой культу­ры, новой организации труда, особенно в деревне

Так, пионеры с. Отрадное, Хабаровского уезда летом 1926 г. решили вместе с комсомольцами помочь семьям погибших красноармейцев и партизан. Они выяснили, какую по­мощь им необходимо оказать, и на очередном пионерском сборе решили всем отрядом поработать на их огородах.

Пионеры Амурского округа в августе 1928 г. на конференции по итогам летней работы рассказывали о своем вкладе в улучшение сельского хозяйства в родных селах. В с. Константиновка, например, пионер выкармливал поросенка так, как его учили в школе. Поросенок рос быстрее, лучше прибавлял в весе.

Это побудило его родителей, а за ними и соседей последовать его примеру. А в с. Семиозерка школьники проявили инициативу в борьбе за чистоту колодцев, речки, озер. Они добились от сельсовета запрещения загрязнять водоемы. С участием пионеров там было построено несколько мостов, расчищены и обо­рудованы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами колодцы.

Внедряя таким образом новые формы быта и труда, ребята завоевывали авторитет своей организации. Ощущение общественного значения своей рабо­ты создавало благоприятные предпосылки для формирования чувства ответст­венности за ее результаты. Вследствие этого возрастала требовательность под­ростков к качеству ее выполнения отдельными членами коллектива, осознава­лась также необходимость приобретения новых теоретических знаний, так как все более ощущалась зависимость от этого результатов трудовой деятельности.

Одним из факторов социального воспитания было копирование реаль­ных организационных форм хозяйственной жизни. Так появляются детские трудовые бригады, колхозы. Однако излишне детальное следование указаниям взрослых и предлагаемым ими образцам противоречило, в конце концов, дет­ской натуре и снижало эффективность воспитательного влияния.

В 1931 г. с целью максимального привлечения ребят к работе по коллек­тивизации сельского хозяйства и к научной организации его был дан старт Всесоюзной «колхозной эстафете». Она проходила по следующим «маршру­там» (направлениям):

  • за сплошную коллективизацию;
  • за социалистический труд в колхозах;
  • за механизацию сельского хозяйства;
  • борьба за хлеб;
  • за хло­пок, сою и лен;
  • за овощи и плоды;
  • за корм и животноводство;
  • за культуру (пе­репись и индивидуальное обучение неграмотных, борьба за всеобуч, антирели­гиозная и антиалкогольная работа и т.д.).

Сами сельские школьники принимали участие в работе по землеустрой­ству и электрификации деревень, были инициаторами строительства мостов, исправления дорог; боролись с самогоноварением, выполняли обязанности секретарей на сходах, составляли календари погоды, участвовали в борьбе с болезнями и людей, и животных, устраивали детские сады и ясли; организовы­вали школьные кооперативы, площадки для малышей…

Особое значение имела правильная организация труда: реальная общест­венная значимость его, осознание детьми этой значимости и цели деятельно­сти, участие их в планировании, в организации труда, в осуществлении кон­троля за выполнением каждым своего участка работы и подведении итогов.

Обращая внимание на то, что именно творческое участие в жизни про­буждает все силы ребенка, педагоги большое значение придавали рацио­нально организованному самоуправлению детей, так как оно создает у ре­бенка ответственное отношение к обязанностям и способствует осознанию им своей роли в обществе, развивает организаторские способности, инициа­тивность и самостоятельность.

При этом они указывали, что наибольшую воспитательную ценность имеет именно то, что организуется самими деть­ми, по их собственной инициативе. Из этого логически следовало, что взрослые не должны навязывать своих идей, законов и правил детской жиз­ни, не должны подменять детей в организации ими различных дел.

Вместе с тем они не отрицали, что самоорганизация детей, органы детского само­управления должны функционировать под руководством и при помощи вос­питателей, учителей, вожатых, а дети должны видеть доверие взрослых.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)