Основания отказа в предоставлении правовой помощи
В УПК РФ (ч. 4 ст. 457) предусматривается лишь общее правило, согласно которому запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.
Россия при внесении заявлений и оговорок при подписании Конвенции заявила, что исходит из того факта, что «положения ст. 2 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы ответственность за совершенные преступления, подпадающие под данную Конвенцию, была неизбежной». Что касается «политических преступлений» – такие преступления российским законодательством не определены.
Во всех случаях Российская Федерация, принимая решения относительно правовой помощи, не будет, в частности, рассматривать как «политическое преступление» или «преступление, связанное с политическим преступлением», следующие действия или несовершение таковых:
- преступления против человечества, предусмотренные ст. II и III Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него (от 9 декабря 1948 г.), ст. II и III Европейской конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (от 30 ноября 1973 г.) и ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.);
- преступления, предусмотренные ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (вместе с «Проектом соглашения о санитарных зонах и местностях»), заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г., ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г., ст. 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (вместе с «Типовым соглашением по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых и больных военнопленных», «Положением о смешанных медицинских комиссиях», «Правилами, касающимися коллективных посылок помощи военнопленным» и «Типовыми правилами, касающимися денежных переводов …»), заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г.), ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (вместе с «Проектом соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях» и «Проектом правил, касающихся коллективной помощи гражданским интернированным»), заключена в г.Женеве 12 августа 1949 г., ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. относительно защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. и ст. 1 и 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокола II) (подписан в г.Женеве 8 июня 1977 г.);
- преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (от 16 декабря 1970 г.), Конвенцией ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (от 23 сентября 1971 г.) и Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющим Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года (подписан в г.Монреале 24 февраля 1988 г.);
- тяжкие преступления, предусмотренные Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (от 14 декабря 1973 г.);
- преступления, предусмотренные Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (от 17 декабря 1979 г.);
- преступления, предусмотренные Конвенцией о физической защите ядерного материала (от 26 октября 1979 г.);
- преступления, предусмотренные Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (от 20 декабря 1988 г.), а также иные преступления, предусмотренные многосторонними международными договорами.
В оказании правовой помощи Россией может быть отказано в случаях, перечисленных в ст. 2 Европейской конвенции 1959 года, а также:
- во-первых, если лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, предстало перед судом, или осуждено, или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве;
- во-вторых, если решение не возбуждать или прекратить уголовное дело в связи с преступлением, являющимся предметом ходатайства, было принято в Российской Федерации или в третьем государстве в отношении этого же лица;
- и в третьих, если уголовное преследование или исполнение приговора по делу ограничены сроком давности по российскому законодательству.
При подготовке для направления в зарубежные государства ходатайств об оказании правовой помощи прокурор (следователь) проверяет, не содержит ли ходатайство положений, очевидно влекущих отказ в предоставлении правовой помощи (согласно конкретному договору, на основании которого запрашивается помощь).
При рассмотрении зарубежного ходатайства об оказании правовой помощи и решении вопроса о наличии или об отсутствии оснований для отказа в ее предоставлении прокурору (следователю) необходимо исходить из основополагающего принципа, что любые ограничения в предоставлении правовой помощи по уголовным делам применяются таким образом, чтобы ответственность за совершенные в любой стране преступления была неизбежной.
С учетом изложенного, в оказании правовой помощи по уголовному делу может быть отказано в следующих случаях:
- если просьба касается преступления, которое можно рассматривать в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением;
- если выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации;
- если есть веские основания считать, что просьба об оказании правовой помощи относится к расследованию, начатому с целью уголовного преследования, наказания или иного давления на обвиняемое лицо в связи с его политическими убеждениями, религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью.
На основании принципа «non bis in idem» «не взыскивать дважды за одно и то же» в оказании правовой помощи также может быть отказано, если:
- лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, предстало перед судом, или осуждено, или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве;
- решение не возбуждать или прекратить уголовное дело в связи с преступлением, являющимся предметом ходатайства, было принято в Российской Федерации или в третьем государстве;
- уголовное преследование или исполнение приговора по делу ограничены сроком давности по российскому законодательству;
- деяние, в связи с которым запрашивается правовая помощь, не является преступлением по российскому уголовному законодательству.
Не отказывая в правовой помощи, Генеральная прокуратура РФ может принять решение об отсрочке исполнения ходатайства об оказании правовой помощи, если его немедленное исполнение помешает расследованию или судебному разбирательству, проводимому в Российской Федерации.
Об отказе в исполнении ходатайства уведомляется запрашивающая сторона с разъяснением причин отказа.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу