Основы педагогического творчества
Творческий характер педагогической профессии отмечали многие великие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Их собственные педагогические открытия являлись результатом множества творческих усилий, и этот же тезис сохраняет свою значимость на каждом этапе развития педагогической науки и практики.
Причем, творческий характер педагогической деятельности проявляется на разных уровнях: ни на одном уроке учитель не может быть уверенным, что все пойдет так, как он задумал, и не придется вносить изменения в свою деятельность.
Видные отечественные педагогики В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделяли три основные сферы педагогического творчества: методическое творчество (разработка новых методических систем), коммуникативное творчество (создание педагогически целесообразных ситуаций) и творческое воспитание («творение самого себя»).
Другой исследователь В.И. Загвязинский обращает внимание на принципиальную особенность педагогического творчества – его ограниченность во времени и пространстве.
Кроме того, в отличие от научного творчества, в котором отрицательный результат – тоже результат, поскольку обогащает научное сообщество пониманием того, какие пути развития знания непродуктивны, для педагога получение негативного результата – недопустимо.
Понятие педагогического творчества многогранно: некоторые исследователи рассматривают его как процесс решения возникающих педагогических задач, другие акцентируют внимание на реализации в процессе творчества индивидуальных профессиональных и личностных способностей.
Достаточно популярной в современной религиозной литературе является представление о синергийной природе творчества: любой человек, живущий религиозной жизнью, исполняющий заповеди, оказывается со-причастным божественным энергиям, т.е. возникает явление синэргии (т.е. совместного действия, со-творчества) человека с Богом.
В зависимости от реализуемой концепции педагогического творчества, выделяются различные условия и признаки творческого поведения.
Ниже мы приведем только некоторые особенности творческого поведения:
- творческая потребность, креативность, ощущение радостного возбуждения от встречи с неизвестным и умение «заразить» этим чувством детей;
- не обязательно систематические, но обязательно – разносторонние знания о мире, человеке, обществе, культуре, искусстве и др.;
- критичность мышления, опыт переосмысления известных и общепринятых положений;
- переживание внутренней связи (единства) мысли, слова, действия, эмоции, человеческого общения и собственной судьбы;
- потребность в том, чтобы стать лучше;
- интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
- опыт продуктивной деятельности (как в сфере образования, так и в обыденной жизни);
- диалектичность, вариативность и рефлексивность мышления: умение видеть противоречия, различия; сопоставлять различные точки зрения;
- индивидуальный стиль поведения и деятельности, внимание к собственному опыту, доверие к себе без зазнайства и самоуверенности.
В целом, как утверждает В.И.Загвязинский, педагогическое творчество специфично в том отношении, что его предметом оказывается формирующая личность и отношение с нею, основным инструментом личность самого учителя. При этом, успешность педагогического творчества обусловлена множеством самых разных факторов, как внешних (ситуация, общие цели педагогического процесса, принятые нормы поведения), так и внутренних (настроение, состояние здоровья, состав учащихся).
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу