Педагогические способности
Непременным условием сохранения и развития любой профессии (в том числе, и педагогической) является обеспечение притока молодых людей, обладающих необходимыми для этой профессии способностями.
Вообще, проблема диагностики и развития способностей является одной из дискуссионных.
Часть исследователей считают, что способности к определенным профессиям даны человеку от рождения, и в наших силах только создать более благоприятные условия для их проявления и развития.
Другая часть полагает, что от природы человеку даны только предрасположенность и психофизические задатки, которые определяют лишь относительную легкость или же, напротив, трудность занятия той или иной профессией. Соответственно, применяя эффективные технологии, мы можем помочь каждому человеку добиться успеха в любой профессии.
Практическое значение проблема способностей приобретает на этапе профессиональной ориентации старшеклассников. Именно для этой возрастной группы отечественным психологом Е.А.Климовым была разработана общая классификация профессий и специальный тест, позволяющий выявить у каждого подростка предпочтительную (с точки зрения уже сформировавшихся интересов и опыта) сферу профессиональной деятельности.
Всего было выделено пять групп (типов) профессий:
- «Человек – живая природа» (люди этого типа склонны к общению с живыми существами, уходу за ними).
- «Человек – неживая природа (техника)» (люди этого типа склонны к инженерным и производственным профессиям).
- «Человек – человек» (люди этого типа предпочитают профессии, требующие межличностного взаимодействия, контакта).
- «Человек – знаковая система» (интересы связаны с формальными знаковыми системами – математикой, языками, программированием).
- «Человек – художественный образ» (предпочтение отдается разным видам и формам творчества).
Очевидно, что педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек – человек», в то же время, эта классификация представляется слишком грубой и не позволяет ответить на вопрос, насколько предпочтительно занятие именно педагогической профессией, а, не, скажем, психологическим консультированием или торговлей.
Ею же выделены три основные группы педагогических способностей: конструктивные (умение представить себе педагогический процесс в целом, осуществить прогнозирование и проектирование возникающих педагогических ситуаций), коммуникативные (умение общаться с детьми, не впадая ни в какие крайности, и сохраняя авторитет) и организаторские (умение организовать деятельность детей).
Ф.Н. Гоноболин выделяет следующие педагогические способности, которые могут проявляться как в сфере личностного общения, так и в профессиональной деятельности педагога:
- перцептивные (способность понимать человека, воспринимать его во всей сложности мотивов, потребностей и свойств);
- информационные (способность доступно сообщать детям учебный материал, рассказывать интересно и увлекательно);
- мотивационные (способность заинтересовать учащихся в достижении результата, вовлечь их в обучение и деятельность);
- суггестивные (способность убеждать, оказывать положительное влияние);
- организаторские способности (способность создать и поддерживать педагогически целесообразную среду в классе);
- педагогический такт (способность дозировать меру своего педагогического воздействия, выстраивать последовательность педагогических ситуаций, сочетая требовательность и индивидуальный подход к ребенку);
- прогностические (способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные трудности);
- проективные (способность проектировать качества своих воспитанников и процессы их формирования);
- адаптационные (способность быстро ориентироваться в обстановке, реагировать на происходящее).
В настоящее время отсутствует универсальная систематика педагогических способностей, однако можно выделить совокупность «ядерных» педагогических способностей, необходимость которых признается всеми педагогами-исследователями и множество «авторских» дополнений.
К первым относятся познавательные (способность к познанию в научной и психолого-педагогической сфере), конструктивные (способность к созданию образа будущего педагогического процесса), организаторские (способность к организации деятельности детей и самоорганизации), коммуникативные (способность к эффективному педагогическому общению) и диагностические (способность к объективному оцениванию результатов деятельности учащихся и собственной деятельности) способности.
Ядро педагогических способностей может дополняться:
- креативностью (способность и потребность в индивидуальном творчестве как в области преподаваемого предмета, так и в психолого-педагогической сфере);
- эмпатией (способность к сочувствию, сопереживанию);
- рефлексивностью (способность к осмыслению собственного опыта, проблематизации достигнутых успехов и деятельности);
- методическими способностями (проявляющимися в разработке оригинальных учебно-методических материалов, создании собственной методики преподавания);
- экспрессивными способностями (проявляющимися в эмоциональной заразительности, владении интонацией, мимикой и жестикуляцией);
- исследовательскими способностями (самостоятельной научно-исследовательской деятельностью).
Немаловажным является и то, что сочетание высокого уровня развития каждой группы способностей у одного педагога не только исключительно редко, но и педагогически неоправданно: «идеальный учитель» будет неминуемо подавлять своих учащихся.
Именно поэтому, узконаправленный тренинг отдельных способностей и свойств в педагогическом образовании малоэффективен: более содержательным и, в конечном счете, результативным, представляется комплексное развитие личности.
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу