Подросток – маргинальный человек

Маргиналами называют не тех, кто живет за рамками, как бы на полях рукописи за скобками, а тех, кто имеет неопределенное социальное положение.

Подросток еще не взрослый, но уже не ребенок, он почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья – когда еще она будет и будет ли вообще?

Маргинальный человек – это человек, который находится на пересечении двух культур, обществ, групп или переходит из одной в другую.

Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Его еще именуют переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы достаточно условны, некоторые специалисты считают, что он длится до 16-18 лет.

По уровню и характеру психического развития это типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, признании со стороны взрослых его прав и возможностей.

Шестнадцатилетний подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого, но еще не созрел для ответственных решений. Он легко идеализирует окружающих людей и отношения с ними, но быстро в них разочаровывается, как только обнаруживает их несоответствие своему идеалу.

Взрослые часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка.

Согласно К.Левину, создателю знаменитой теории поля, юность переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Поэтому родители, учителя и общество в целом не знают, как к нему относиться – то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку.

В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему.

Подросток находится в состоянии <социального перемещения>, переходя в область неструктурированного социального и психологического.

В период детства и взрослости <взрослый> и <ребенок> рассматриваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уверен в том, что принадлежит к соответствующей группе.

Подросток принадлежит к группе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу. На основании этого психологи считают, что подросток является маргинальным человеком.

Маргинальность подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда – скорее как взрослый, и претендует на права взрослого.

Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет.

Если мальчик крупной комплекции, то незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на <Вы>. Но, вглядевшись, они несколько смущаются: личико у него еще детское.

Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера. Она выглядит почти как взрослая женщина, хотя еще очень юная.

Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать.

Если в древнем обществе вступление во взрослую жизнь происходило сравнительно рано, то в современном оно запаздывает и растягивается на долгое время. В течение этого срока права и обязанности подростков, как правило, четко не определены.

Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.

О <промежуточности>, или маргинальном положении подростков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики, в том числе и самые авторитетные, как доктор Дж.Добсон:

<Они еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.

Посмотрите, в каком затруднительном положении оказывается обычный подросток в возрасте 14-15 лет. Из-за того, что он <слишком молод>, для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются.

Подростку не разрешается водить машину, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или уходить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сексуальных желаний в то время, как они его прямо-таки распирают. Единственное, что ему позволено, – это торчать в школе и зубрить скучные учебники>.

Переходный возраст – это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть:

  • эмоциональной – вместо теплоты и ласки появляются холодность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стесняется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); любовь к матери заменяется для поростка любовью к девушке;
  • поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, наперекор и вопреки;
  • ценностно-нормативной, показывающей то, что отныне подросток больше ориентируется идеалы и принципы, господствующие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости.

В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации – формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого поведения.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.

Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным.

При этом, в отличии от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества в целом?

“Мы и взрослые” – постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное “Мы” существуют и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров – детского и взрослого – и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.

Подростки стоят где-то “посередине”, и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему предполагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду, оплатят все рас-ходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: детского и взрослого, и не брать на себя никаких обязательств.

А не лучше ли самому научиться гладить брюки и добровольно вызваться помочь родителям в решении каких-то серьезных проблем, которые им приходится выполнять, но которые способны сделать и вы сами?

По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15 лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам.

Зрелость – это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)