Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства и законностью решений, принимаемых органами антимонопольного контроля по фактам нарушений законов и прав потребителей

Согласно Конституции РФ запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; гарантируются свобода экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Конституцией РФ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 8, 34, 74
.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции закреплены в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от    22 марта 1991г. (в редакции от 20 января 2000 г.), а также в принятых нормативных актах, ограничивающих разноплановую монополистическую деятельность, способствующих развитию конкуренции.

Так, антимонопольные органы широко применяют свои полномочия при государственной защите прав потребителей, что регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в редакции от 17 декабря 1999 г.)

Антимонопольные органы проводят государственный контроль в области рекламы в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 г. 

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе Федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (в редакции от    8 августа 2001 г.).

Переход к рыночной экономике предопределил необходимость установления антимонопольного контроля за субъектами предпринимательской деятельности и органами управления, ограничивающего монополизацию и недобросовестную конкуренцию, гарантирующего свободу экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

К нарушениям антимонопольного законодательства относятся:

  • злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке;
  • соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции;
  • акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции;
  • недобросовестная конкуренция, а именно: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способов и места изготовления товара, его потребительских свойств и качеств; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Функции государственного контроля в этой сфере выполняют Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления.

Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства начинается с проверки полноты и объективности принимаемых контролирующим органом мер к нарушителям закона.

Систематически изучая правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, прокурор должен выбрать те из них, которые препятствуют конкуренции, ограничивают свободу единого экономического пространства.

В ходе проверок решений и действий территориальных антимонопольных органов выясняются следующие вопросы:

  • соответствуют ли требованиям законодательства нормативные правовые акты территориального антимонопольного органа;
  • выполняет ли территориальный антимонопольный орган возложенную на него основную задачу – выявление и пресечение на территории региона фактов монополистической деятельности, а также противоречащих антимонопольному законодательству действий (бездействия) хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (обратить внимание на полноту проверок по этому вопросу, характер выявленных правонарушений, адекватность принятых мер);
  • разрабатывает и осуществляет ли территориальный антимонопольный орган меры по демонополизации производства и обращения;
  • контролирует ли антимонопольный орган приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующих субъектов
  • своевременно ли антимонопольный орган вносит предписания хозяйствующим субъектам: о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; о перечислении в государственный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;
  • выдаются ли органам местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актах, о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
  • выявлялись ли факты противозаконного совмещения функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также незаконного наделения органами власти и государственного контроля хозяйствующих субъектов определенными правами;
  • осуществляется ли территориальным антимонопольным органом функция государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, за принудительным разделением (выделением) коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • не допускались ли территориальным антимонопольным органом нарушения законодательства о коммерческой тайне;
  • передает ли антимонопольный орган материалы о нарушениях законов в правоохранительные органы;
  • применяет ли антимонопольный орган в законодательном порядке меры административного воздействия к нарушителям антимонопольного законодательства.

Прокурор также проверяет исполнение антимонопольного законодательства по сигналу о соответствующих нарушениях, если контролирующий орган не принял надлежащих мер к устранению нарушений.

В тех случаях, когда в сообщениях о нарушении антимонопольного законодательства содержатся сведения о совершении уголовно наказуемых деяний, проверки должны проводиться в соответствии с УПК РФ с принятием соответствующего решения. Уголовные дела могут возбуждаться по таким составам преступлений, как: монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ); заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ); обман потребителей (ст. 200 УК РФ); выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)