Психическая регуляция с позиций метасистемного подхода

А. В. Карпов рассматривает организацию психических процессов с позиций метасистемного подхода, согласно которому сложноорганизованные системы обладают следующими особенностями:

  • организованы по структурно-уровневому принципу;
  • на высшем уровне представлено целое явление, вся его структура, характеристики и функции;
  • вышестоящие уровни интегрируют нижестоящие и вследствие этого приобретают более сложные характеристики и функции;
  • системы включают в свой состав функции тех метасистем, частями которых они являются, т. е. метасистемы (вышестоящие уровни) функционально встроены в системы (нижестоящие уровни).

Психические процессы организованы в иерархическую систему, включающую пять уровней: элементный, компонентный, субсистемный, системный, метасистемный (рис. 11).

Психическая регуляция с позиций метасистемного подхода

А. В. Карпов определяет данный вид организации как базовый инвариант — т. е. сохраняющийся при изменениях системы. На каждом уровне организации психические явления характеризуются специфическими качественными характеристиками.

К уровню элементов относятся психические функции: отражение и регулирование. Не будучи «встроенными» в собственно психические образования, эти функции сами по себе еще не являются психическими феноменами.

Отражение — это свойство всей материи, а способностью к регулированию могут обладать не только живые, но и неживые технические системы.

Именно интегрирование отражения и регулирования в психические процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление и др.) делает эти функции психическими. В то же время сами функции являются базовым элементом и основой развития психических процессов (Ананьев, 2001). Как элементы функции отражения и регулирования необходимы для существования компонентов психики (психических процессов), но не обладают качественными характеристиками всей системы психики (Карпов, 2012).

На уровне компонентов расположены первичные психические процессы: когнитивные, эмоциональные. волевые, мотивационные (рис. 11).

Являясь составными частями всей системы психической деятельности, первичные психические процессы обладают ее качественными характеристиками, отражением и регулированием

Однако, реализуемые посредством только первичных психических процессов, отражение и регулирование ограничены и не развернуты в полной мере: отсутствует направленность на внутреннюю психическую деятельность, первичные процессы не скоординированы, психическая деятельность не самоуправляема.

Отражение и регулирование не только внешней, но и внутренней деятельности начинается при переходе к уровню субсистем благодаря формированию регулятивных процессов и метапроцессов, возникающих в ходе структурирования первичных процессов. На уровне систем происходит новый «качественный скачок» развития психического отражения и регулирования — формируются рефлексивные процессы, обеспечивающие самоуправление и саморазвитие психики.

Интересно
Психические процессы, как сложное целостное явление, представлены на уровне систем. В то же время данная система (рефлексивные процессы) сама является частью метасистемы — сознания (Карпов, 2005).

На метасистемном уровне организации психических процессов психика обретает уникальное свойство: находясь внутри системы, она функционально выходит за свои пределы — «делает себя предметом своего функционирования» (Карпов, 2005). В свою очередь сознание как система является частью метасистемы — всей психики.

Помимо психических явлений на уровне сознания, существуют и бессознательные психические явления. Но именно целостность и системность сознания придает качественное своеобразие психической саморегуляции человека: отражению и регулированию. При нарушениях системности и целостности сознания фиксируются расстройства психической деятельности (например, «раздвоение» сознания при шизофрении).

Психика как целое становится субъективной реальностью в сознании — части самой себя. Сознание обеспечивает доступность и презентацию психики для самой себя (Карпов, 2011).

Если рассматривать психику как систему, то по отношению к ней метасистемой является объективная реальность (Карпов, 2012). Носители психики (человек и другие живые организмы) отражают и регулируют объективную реальность при взаимодействии с окружающей средой. (Безусловно, качество отражения и эффективность регуляции различаются в зависимости от сложности живых организмов).

Отраженная объективная реальность становится субъективной реальностью. Таким образом, объективная реальность (метасистема) функционально включается в психику (систему), как бы «удваивается» в ней. Поэтому психику правомерно рассматривать как систему со «встроенным» метасистемным уровнем (Карпов, 2012).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)