Семейный фактор в формировании межэтнических отношений иностранных студентов

Актуальность заявленной темы обусловил динамичный рост количества иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья в нашей стране и возникающие в связи с этим вопросы, решение которых педагогическим сообществом должно происходить также динамично, но вместе с тем последовательно.

Иностранные студенты как носители культурных кодов, уникальных особенностей своей этнической культуры, приезжая на учёбу в Россию, попадают в иное культурное поле, чуждое им, несущее дискомфорт, и одновременно становятся раздражающим фактором для доминирующего этнического окружения, поскольку внешне и внутренне не соответствуют принимающей культуре и поэтому не воспринимаются как «свои».

Одним из решений названной проблемы является формирование культуры межэтнических отношений, предполагающее рассмотрение многих вопросов, в том числе и влияние семейного фактора на её формирование.

Культура как способ сосуществования определенного сообщества включает в себя общепринятые в этом сообществе ценности, образцы и нормы поведения, установки и взгляды на жизнь. Складывающиеся длительное время, они сформировали некую базу, основу традиционного уклада жизни, достаточно стабильную и устойчивую к внешним воздействиям.

В настоящей статье рассматривается культура межэтнических отношений, отражающая взаимодействие людей разной этнической принадлежности, и традиционная культура, понимаемая нами как наследуемый от предыдущих поколений способ организации жизнедеятельности на основе принятых в этом обществе традиционных ценностей и норм.

Культура межэтнических отношений содержит три компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный и рефлексивно деятельностный. Исходя из этого, мы можем говорить о двух аспектах её выражения: внешнем, подразумевающем поведение человека, его поступки и внешние реакции (рефлексивно-деятельностный компонент), и внутреннем, содержащем оценочные суждения, убеждения, установки (ценностно-мотивационный компонент).

Знания (когнитивный компонент) находятся над внешним и внутренним аспектами и становятся базой для их дальнейших проявлений. От согласованности внутреннего и внешнего аспектов выражения названной культуры зависит восприятие человека обществом. При попадании человека в иное культурное поле, как правило, происходит рассогласование в восприятии его другими как «не-культурного», «странного», «какого-то не такого». Это объясняется различными культурными кодами и иными этническими факторами, оказавшими влияние на формирование личности.

Большую роль в этом играют преподаватели русского языка, по- скольку язык может использоваться не только как средство общения, но и как благодатный материал для знакомства с иностранной и принимающей культурой.

Отражение в языке культурных реалий, заимствованные слова, фольклор объясняют менталитет, характерные черты семейного и жизненного уклада, исторические факты, что способствует более глубокому пониманию этноспецифики.

Интересно
Включение в план работы мероприятий, иллюстрирующих ценность семьи и семейных традиций, почтительное отношение к страшим по возрасту, уважение родителей, крепость семейных отношений, способствует раскрытию личности арабских студентов, для которых семья остается важнейшей частью жизни несмотря на их длительное отсутствие и расстояния.

Вместе с тем, осознание, что русская культура имеет идентичные ценности, повышает их уровень культуры межэтнических отношений. Подводя итоги, скажем, что ориентир на семейный фактор – необходимое условие формирования культуры межэтнических отношений иностранных студентов, поскольку именно в семье закладывается ценностное отношение к людям и миру, представления о распределении социальных ролей и окружающей действительности, верность традициям, навыки поведения, что даёт возможность первоначально определить форму межнациональных отношений, на которую ориентирован студент, – межэтническое сотрудничество или межэтнический конфликт, и выстроить дальнейшую педагогическую работу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)