Семейный фактор в формировании межэтнических отношений иностранных студентов
Актуальность заявленной темы обусловил динамичный рост количества иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья в нашей стране и возникающие в связи с этим вопросы, решение которых педагогическим сообществом должно происходить также динамично, но вместе с тем последовательно.
Одним из решений названной проблемы является формирование культуры межэтнических отношений, предполагающее рассмотрение многих вопросов, в том числе и влияние семейного фактора на её формирование.
В настоящей статье рассматривается культура межэтнических отношений, отражающая взаимодействие людей разной этнической принадлежности, и традиционная культура, понимаемая нами как наследуемый от предыдущих поколений способ организации жизнедеятельности на основе принятых в этом обществе традиционных ценностей и норм.
Культура межэтнических отношений содержит три компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный и рефлексивно деятельностный. Исходя из этого, мы можем говорить о двух аспектах её выражения: внешнем, подразумевающем поведение человека, его поступки и внешние реакции (рефлексивно-деятельностный компонент), и внутреннем, содержащем оценочные суждения, убеждения, установки (ценностно-мотивационный компонент).
Знания (когнитивный компонент) находятся над внешним и внутренним аспектами и становятся базой для их дальнейших проявлений. От согласованности внутреннего и внешнего аспектов выражения названной культуры зависит восприятие человека обществом. При попадании человека в иное культурное поле, как правило, происходит рассогласование в восприятии его другими как «не-культурного», «странного», «какого-то не такого». Это объясняется различными культурными кодами и иными этническими факторами, оказавшими влияние на формирование личности.
Отражение в языке культурных реалий, заимствованные слова, фольклор объясняют менталитет, характерные черты семейного и жизненного уклада, исторические факты, что способствует более глубокому пониманию этноспецифики.
Вместе с тем, осознание, что русская культура имеет идентичные ценности, повышает их уровень культуры межэтнических отношений. Подводя итоги, скажем, что ориентир на семейный фактор – необходимое условие формирования культуры межэтнических отношений иностранных студентов, поскольку именно в семье закладывается ценностное отношение к людям и миру, представления о распределении социальных ролей и окружающей действительности, верность традициям, навыки поведения, что даёт возможность первоначально определить форму межнациональных отношений, на которую ориентирован студент, – межэтническое сотрудничество или межэтнический конфликт, и выстроить дальнейшую педагогическую работу.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу