Средства массовой информации как социальная система

Зачастую понятия «средства массовой коммуникации» (СМИ) и «средства массовой информации» (СМК) отождествляются. Однако такая «подмена» неправомерна.

К средствам массовой информации (СМИ — масс-медиа) относятся печатные СМИ (печатные периодические издания: газеты и журналы, а также книгоиздание) и электронные СМИ (телевидение, радиовещание, интернет-медиа).

К средствам массовой коммуникации (СМК) могут быть отнесены все СМИ, другие технические каналы создания и распространения массовой информации (аудиовизиуальные, радио- и телевизионные средства, проводная и мобильная связь и др.), а также арсеналы культуры и искусства (театр, литература, кино и др.), инструменты и формы массового общения (лекция, конференция, собрание, митинг и т. п.) и др.

Таким образом, СМИ является подсистемой (структурным элементом) системы СМК. Рассуждения о том, что в ХХI веке, в эпоху глобального торжества Интернета как канала массовой информации, такие СМИ, как радио и бумажная печать (газеты, журналы), постепенно будут вымирать, нельзя воспринимать всерьез.

Пресса и радио — наиболее доступные средства массовой информации, однако сегодня они должны отвечать информационным запросам и интересам массовой аудитории. Современные СМИ и СМК становятся все более индивидуальными. К примеру, социальные сети или интернет-медиа. Поэтому на телевидении и радио проявляются «признаки» коммуникации — непосредственно общения с телезрителями и радиослушателями. Учитывая такую тенденцию, на некоторых радиостанциях успешно реализуются проекты, где ведется прямой диалог с аудиторией. Аналогичные передачи существуют и на телевидении.

Интересно
К примеру, «Пусть говорят» и «Наедине со всеми» на Первом телеканале, «Право знать» и «Право голоса» на ТВЦ, «Место встречи» и «Большинство» на НТВ и др. В таких теле-передачах принимают активное участие не только приглашенные в студии, но и телезрители, которые могут задать вопрос, позвонить, прислать SMS-сообщение и т. п. Это уже элементы прямой коммуникации. Оценивая систему СМИ как систему и применяя к анализу метод системного подхода, можно выделить признаки, которые отличают ее от системы СМК.

Во-первых, как сложный социальный объект система СМИ находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии с другими структурными элементами социальной системы общества. Но СМИ не являются ни политически, ни социально, ни духовно беспристрастным фиксатором происходящих событий. СМИ отбирают наиболее актуальную и злободневную информацию, которая отражает основные тенденции современного развития социума.  Любая сложившаяся в обществе ситуация подвергается анализу и научной оценке в соответствии с определенными, в том числе нравственными, требованиями.

Во-вторых, система СМИ — это внутренняя самостоятельная система, имеющая свою структуру и выполняющая особое функциональное предназначение в социальной среде. Инфраструктура СМИ «служит» функциям, которые выполняет система СМИ в целом. Оценивая СМИ как социальную систему, можно выделить ряд системообразующих признаков, по которым эти столь разные по способам производства и распространения массовой информации каналы объединяются в некую целостность.

Анализ этих признаков приводит к констатации следующих положений.

Во-первых, система СМИ характеризуется наличием новых интегративных качеств, не сводимых к простой сумме качеств, составляющих ее структурных элементов. Она представляет собой не просто сложение их усилий по созданию и распространению информации, а качественно новый уровень взаимодействия (печать, телевидение и радио взаимно дополняют друг друга, обеспечивая всесторонность, последовательность и непрерывность освещения происходящих событий).

Во-вторых, системе СМИ присущи не только единство и взаимодействие ее структурных элементов (поскольку невозможно сформировать систему из элементов, имеющих различные принципы организации), но и единство целей и задач, принципов и функций. Это единство есть тот фактор, который делает их целостной системой, обеспечивает эффективность их деятельности.

Единство решаемых, пусть и различными техническими средствами, задач, целенаправленность деятельности обеспечивает функционирование в рамках целостной системы таких, казалось бы, разнородных элементов, как печать, телевидение, радио.

В-третьих, важным свойством системы СМИ выступает ее связь с социальной средой — той объективной реальностью, которая представлена различными сферами жизнедеятельности общества. Эта связь проявляется на основе определенных социальных законов, закономерностей и закономерных тенденций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)