Виды адаптации в организации

Адаптация сотрудников рассматривается как непрерывный про-цесс и результат приспособления индивида к меняющимся условиям. При этом адаптация не сводится к приспособлению к новым услови-ям в организации.

В литературе принято выделять следующие основные вида адаптации.

По отношениям «субъект — объект»:

  • активная (субъект стремится изменить среду, преследуя свои цели);
  • пассивная (субъект стремится не к изменению, а к усвоению требований среды).

По воздействию на сотрудника:

  • прогрессивная (вызывающая позитивные изменения в мотивации, установках, профессиональных и социальных компетенциях);
  •  регрессивная (вызывающая формирование нежелательных для организации изменений (нарушения трудовой (служебной) дисциплины сотрудниками).

По уровню:

  • первичная (субъект — новый сотрудник, впервые трудоустроившийся в организацию);
  • вторичная (субъект — сотрудник организации, переведенный в другое подразделение, получивший повышение или понижение в должности).

По направлениям:

  • производственная;
  • непроизводственная.

В структуре адаптации сотрудников выделяется ряд основных составляющих: социально-психологическая, психологическая и деятельностная.

Социально-психологическая адаптация отражает изменение социальной роли сотрудника, усвоение норм и традиций, сложившихся в организации, психологическая — перестройку мышления, речи, внимания, памяти, зрительного восприятия, воли, способностей.

Деятельностная составляющая отражает приспособление к ритму, методам и формам работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)