Модель функционального бюджета

В модели функционального бюджета расходы и доходы классифицируются по функциям (табл. 8). Когда формирование бюджета доходов и расходов производится по функциям (процессам), в соответствии с целями подразделений планируются: продажи; производство; снабжение или управленческая деятельность.

Функциональный бюджет – это такой вид бюджета, где расходы и доходы классифицируются по функциям:

  • планирование по целям подразделения, которые включают в себя следующие виды планирования: продажа, производство, снабжение, деятельность управленческих подразделений;
  • формирование консолидированного бюджета, где сводятся все бюджеты подразделения;
  • формирование отчетов подразделения;
  • сравнение результатов по подразделениям с расчетом отклонений;
  • сравнение результатов в целом по предприятию;
  • анализ полученных показателей.

Каждой структурной единице планируют доходы и расходы в виде бюджетов: бюджета продаж; бюджета производства; бюджета закупок; бюджета коммерческих расходов; бюджета управленческих расходов. Все бюджеты подразделений сводятся для формирования консолидированного бюджета.

При исполнении плана подразделения формируют отчеты: о продажах; о закупках; по производству; по коммерческим и управленческим расходам. Отчеты объединяются в консолидированный отчет предприятия. Осуществляется сравнение результатов фактических показателей с плановыми и рассчитываются отклонения. На основе анализа отклонений определяется степень достижения поставленных целей.

У каждой компании может быть свой набор функциональных бюджетов, и для составления каждого из них может использоваться своя модель. То есть даже если у двух разных компаний будет использоваться один и тот же набор функциональных бюджетов, то при этом сами модели бюджетов могут различаться.

Сложность моделей бюджетов должна выбираться с учетом управляемости финансово-экономических показателей, их значимости и фактической динамики. Также при разработке функциональных бюджетов нужно добиться того, чтобы содержащейся в них информации хватило для консолидации финансовых бюджетов в части текущей деятельности.

Интересно
Без функциональных бюджетов невозможно построить правильную схему консолидации финансовых бюджетов. Одна из распространенных ошибок, которую допускают компании при внедрении системы бюджетирования, как раз заключается в том, что у них нет функциональных бюджетов, которые соответствуют такому объекту бюджетирования, как «Бизнес-процесс/Функция».

Это все идет от того, что нарушается один из основных принципов организационного проектирования, который заключается в том, что первичными элементами системы являются функции/бизнес-процессы, а вторичными – подразделения, то есть исполнители этих функций. При построении системы бюджетирования компания хочет внедрить такие форматы бюджетов, которые позволили бы добиться сразу всех целей бюджетирования.

В итоге получается наслоение и путаница в информации, и ни одна из целей бюджетирования не достигается. То есть чаще всего при разработке форматов бюджетов идет только привязка к подразделениям. Такие объекты, как бизнес-процессы, вообще не принимаются во внимание, то есть получается смешивание разных функций.

Чтобы такого не происходило, нужно придерживаться следующего правила. Функциональные бюджеты составляются для консолидации финансовых бюджетов и для повышения эффективности бизнес-процессов, которым они соответствуют. Бюджеты ЦФО составляются для целей мотивации и ответственности подразделений за достижение финансово экономических показателей эффективности работы подразделений.

Информация из бюджетов ЦФО не должна использоваться для дальнейшей консолидации финансовых бюджетов (за исключением данных о переменной части оплаты труда, то есть фондам материального поощрения ЦФО). Информация, содержащаяся в бюджетах ЦФО, – это уже конечный пункт.

Эта информация нужна не для целей консолидации, а для контроля эффективности работы центров финансовой ответственности (ЦФО), оценки их деятельности и их мотивации. Очень часто этот принцип нарушается, и в итоге компания получает много проблем. Возможно, компания пытается еще и сэкономить на бумаге (и вроде как время тоже экономится) и не вводит, как может показаться на первый взгляд, ненужные функциональные бюджеты, но практика показывает, что такое мнение ошибочно.

Модель по функциям выбирается предприятиями при формировании сводного бюджета. При этом подразделы сводного бюджета для отдельных подразделений составляются также по функциям с разделением затрат на переменные и постоянные.

В некоторых случаях бюджеты подразделений могут формироваться по существу, то есть в виде смет соответствующих затрат. Более высокий уровень построения бюджета предполагает сквозной характер бюджета по функциям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)