Система массовой информации
Перспективные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействие СМИ на социально-политическую и культурную жизнь людей. Переход к информационному обществу и развитие информационного пространства России неразрывно связаны с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни, с реформированием социально-экономической сферы.
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности обуславливает особую роль СМИ в жизни общества.
Конечно, сегодня мы не можем четко сказать, когда закончится переходный период в России. «Однако в целом Россия уже преодолела состояние некой неопределенности, неясности: поэтому и новую структуру медиасистемы, к которой она двигалась в течение 10 лет суверенного существования, можно считать если и не- законченным зданием, то во всяком случае базовой конструкцией, которая в дальнейшем будет улучшаться, обустраиваться, расширяться, но никак не ломаться и вновь пе- рестраиваться».
При этом в полной мере должны проявляться такие свойства СМИ, как:
- массовость,
- тиражируемость,
- периодичность,
- использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,
- выполнение СМИ функций создания первичной информации,
- применение современных информационных техноло- гий и средств телекоммуникаций.
СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.
Как считают многие исследователи, сегодня особенно актуальны проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов и общественности, с правовой охраной личной тайны в средствах СМИ и защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ.
Ведь пока еще СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.
Для решения этих проблем необходимы следующие действия:
- недопущение подчинения СМИ интересам власти и биз- неса и усиления возможностей их влияния на СМИ — прямой нажим, снабжение СМИ неполной, искажен- ной или ложной информацией, бесправие журналис- тов, сращивание структур власти, бизнеса и прессы и т.д.;
- ограничение концентрации и монополизации СМИ, ведущее к уменьшению числа независимых источников информации;
- содействие развитию местных СМИ и защита интересов региональных рынков массовой информации;
- совершенствование законодательства в части реализации свободы слова, свободного распространения массовой информации;
- недопущение пропаганды насилия и национальной нетерпимости через СМИ;
- обеспечение плюрализма СМИ и доступа к официальной информации.
Назрела необходимость создания условий, при которых обеспечивается свобода слова при одновременном обеспечении защиты национальных интересов страны. Следует незамедлительно выработать меры, способные обеспечить в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества, государства.
При этом необходимо учитывать и постепенно преодолевать сформировавшееся у значительной части населения недоверие к СМИ и негативное отношение к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям граждан. Все существующее и перспективное законодательство и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ, следует привести в соответствие с международными нормами права.
Особое внимание в области правового регулирования деятельности СМИ должно быть уделено положениям, устанавливающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания, недопустимость введения политической цензуры.
Несмотря на то, что сегодня активно осуществляется взаимопроникновение традиционных и сетевых СМИ, актуальной остается проблема адаптации СМИ к реалиям информационного общества. Эта проблема достаточно многогранна и касается, по крайней мере, трех субъектов взаимодействия и, соответственно, объектов противоречий:
традиционной системы СМИ;
телекоммуникационного профессионального сообщества с сетевыми службами массовой информации;
потребителей информации.
Сегодня традиционные СМИ, давая информацию читателю или слушателю, вынуждены учитывать присутствие сетей — что в равной мере относится и к информации сете- вой. Более подробный анализ сложившейся ситуации будет осуществлен несколько позже. Здесь же ограничимся беглым перечнем актуальных задач, стоящих сегодня пе- ред СМИ и обществом:
- легализация сетевых СМИ, т. е. признание за ними права называться средствами массовой информации;
- определение жанровых особенностей журналистской и издательской деятельности в сетях;
- взаимодействие интерактивных (сетевых) и традици- онных способов подачи информации;
- учет социально-психологических особенностей воспри- ятия сетевой информации;
- разработка принципов менеджмента и маркетинга се- тевых изданий.
- Программа исследования коммуникаций в России
- Некоторые психологические особенности общения посредством Интернета
- WEB страница как информационный организм
- Перспективы и недостатки интернет-журналистики
- Новость или репортаж
- Жанры интернет-журналистики
- Будущее телевидения
- Плюсы Интернета по сравнению с телевидением
- Телевидение и Интернет
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу