Система массовой информации

Перспективные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействие СМИ на социально-политическую и культурную жизнь людей. Переход к информационному обществу и развитие информационного пространства России неразрывно связаны с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни, с реформированием социально-экономической сферы.

В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права граждан на ее свободный поиск, получение, производство и распространение.

Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности обуславливает особую роль СМИ в жизни общества.

Конечно, сегодня мы не можем четко сказать, когда закончится переходный период в России. «Однако в целом Россия уже преодолела состояние некой неопределенности, неясности: поэтому и новую структуру медиасистемы, к которой она двигалась в течение 10 лет суверенного существования, можно считать если и не- законченным зданием, то во всяком случае базовой конструкцией, которая в дальнейшем будет улучшаться, обустраиваться, расширяться, но никак не ломаться и вновь пе- рестраиваться».

При этом в полной мере должны проявляться такие свойства СМИ, как:

  • массовость,
  • тиражируемость,
  • периодичность,
  • использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,
  • выполнение СМИ функций создания первичной информации,
  • применение современных информационных техноло- гий и средств телекоммуникаций.

СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.

Как считают многие исследователи, сегодня особенно актуальны проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов и общественности, с правовой охраной личной тайны в средствах СМИ и защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ.

Ведь пока еще СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.

Для решения этих проблем необходимы следующие действия:

  • недопущение подчинения СМИ интересам власти и биз- неса и усиления возможностей их влияния на СМИ — прямой нажим, снабжение СМИ неполной, искажен- ной или ложной информацией, бесправие журналис- тов, сращивание структур власти, бизнеса и прессы и т.д.;
  • ограничение концентрации и монополизации СМИ, ведущее к уменьшению числа независимых источников информации;
  • содействие развитию местных СМИ и защита интересов региональных рынков массовой информации;
  • совершенствование законодательства в части реализации свободы слова, свободного распространения массовой информации;
  • недопущение пропаганды насилия и национальной нетерпимости через СМИ;
  • обеспечение плюрализма СМИ и доступа к официальной информации.

Назрела необходимость создания условий, при которых обеспечивается свобода слова при одновременном обеспечении защиты национальных интересов страны. Следует незамедлительно выработать меры, способные обеспечить в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества, государства.

При этом необходимо учитывать и постепенно преодолевать сформировавшееся у значительной части населения недоверие к СМИ и негативное отношение к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям граждан. Все существующее и перспективное законодательство и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ, следует привести в соответствие с международными нормами права.

Особое внимание в области правового регулирования деятельности СМИ должно быть уделено положениям, устанавливающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания, недопустимость введения политической цензуры.

Несмотря на то, что сегодня активно осуществляется взаимопроникновение традиционных и сетевых СМИ, актуальной остается проблема адаптации СМИ к реалиям информационного общества. Эта проблема достаточно  многогранна и касается, по крайней мере, трех субъектов взаимодействия и, соответственно, объектов противоречий:

традиционной системы СМИ;

телекоммуникационного профессионального сообщества с сетевыми службами массовой информации;

потребителей информации.

Сегодня традиционные СМИ, давая информацию читателю или слушателю, вынуждены учитывать присутствие сетей — что в равной мере относится и к информации сете- вой. Более подробный анализ сложившейся ситуации будет осуществлен несколько позже. Здесь же ограничимся беглым перечнем актуальных задач, стоящих сегодня пе- ред СМИ и обществом:

  • легализация сетевых СМИ, т. е. признание за ними права называться средствами массовой информации;
  • определение жанровых особенностей журналистской и издательской деятельности в сетях;
  • взаимодействие интерактивных (сетевых) и традици- онных способов подачи информации;
  • учет социально-психологических особенностей воспри- ятия сетевой информации;
  • разработка принципов менеджмента и маркетинга се- тевых изданий.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)